Продолжение рассказа о самой большой подземной крепости | |
Продолжаю увлекательную прогулку по огромному подземному городу-крепости Хакенберг. В сегодняшнем посте мы осмотрим два боевых блока, один из которых хранит следы боев 1944 года, увидим в действии электрический подъемный механизм бронебашни и проедем несколько километров подземных тоннелей на историческом поезде. Плюс много других интересностей. Если вам понравилась первая часть рассказа об этом удивительном фортификационном сооружении, добро пожаловать. После прогулки по сектору обеспечения, наша экскурсионная группа села на поезд, который повез нас в боевой сектор крепости. Красным пунктиром я обозначил маршрут движения поезда внутри объекта, дорога заняла около семи минут. Следующей целью экскурсии был девятый боевой блок, оснащенный поворотной бронебашней с артиллерийскими орудиями внутри, демонстрация работы которой входит в экскурсионную программу. 01. Грузовые лифты служили для доставки ящиков со снарядами наверх в боевой блок. Ящики перемещали посредством подвешенного под потолком монорельса. Теперь эти лифты поднимают в боевой блок туристов. 02. Подъемный механизм лифтов. 03. Наглядный пример того, каким образом происходило перемещение ящиков со снарядами при помощи монорельса. 04. Вот мы и наверху внутри Блока 9. Как и большинство подобных сооружений, блок оснащен двумя пулеметно-наблюдательными бронекуполами типа GFM, про них я написал достаточно в прошлых постах, повторяться не буду. Но главным орудием этого блока является поворотная бронебашня с двумя минометами калибра 135 мм внутри. Бронебашня имеет диаметр 2,90 м, толщину брони 300 мм и полный вес вместе с орудиями 163 тонны. Башня выдвигалась для ведения огня и пряталась назад в бетонный колодец при помощи электромотора, этот процесс будет продемонстрирован ниже. В случае выхода из строя электросети, благодаря продуманной системе противовесов, подъем-опускание бронебашни производился вручную одним-двумя солдатами. 05. Внутри бронебашни установлены два спаренных миномета модели 1932, калибра 135 мм. Орудия имеют очень короткие стволы (1,145 метров) и по своему устройству ближе к минометам периода Первой Мировой войны, чем к классической гаубицам. Зона поражения их располагалась между 320 и 5 600 метрами, скорострельность составляла до 12 выстрелов в минуту, причем стреляли минометы синхронно. Охлаждение орудий осуществлялось путем распыления на них воды, запас которой хранился в 250 литровом баке. Для удаления пороховых газов внутрь башни нагнетался воздух под избыточным давлением. Отстрелянные гильзы перемещались по винтовому конвейеру в специальный каземат, расположенный на подземном уровне форта. Для обслуживания орудий требовалась команда из двадцати одного человека: шести унтер-офицеров и пятнадцати солдат. В крайнем случае орудием могли управлять четыре унтер-офицера и десяток солдат, но скорострельность в таком случае была ниже. 06. Ящики со снарядами транспортировались при помощи электропоезда с основного склада М1, который я показал в первой части рассказа, к складам М2, расположенным на подземном уровне каждого артиллерийского блока. Затем при помощи лифта и монорельса ящики с боеприпасами поднимались наверх в боевой блок, где располагались в локальном складе М3 (емкость - 600 135-миллиметровых гранат) и уже оттуда солдатами загружались в специальный конвейер, транспортирующий снаряды непосредственно в бронебашню. 07. 08. Шильдик на корпусе одного из механизмов башни. Всего на объектах линии Мажино было установлено 17 бронебашень этой модели, в форте Хакенберг две такие башни - в этом блоке и в шестом. Форт Хакенберг - единственный известный мне объект линии Мажино, где можно увидеть вращение бонебашни вживую. Выглядит это так: 09. Руководство стрельбами осуществляется с командного центра крепости, куда стекается вся информация о расположении противника с наблюдательных точек и соседних дотов и фортов. Эти данные передаются по телефону в командный центр блока, расположенный на подземном уровне. Там происходит расчет данных для наводки орудий, которые затем передаются в боевой блок посредством машинного телеграфа (визуальной системы передачи команд, скопированной с флота). Отсюда команды и данные для наводки орудий передаются экипажу бронебашни либо по акустическим трубам, либо по специальному передатчику. 10. Циферблат машинного телеграфа крупным планом. 11. Интересной особенностью этого блока является наличие дополнительного миномета модели 1932 того же 135-мм калибра, обращенного на запад. Такое расположение этого миномета вне бронебашни мне до сих пор не встречалось. 12. Крупным планом. 13. Ручка, торчащая из стены слева на фото, есть не что иное, как устройство для сброса гранат в диамантовый ров. Принцип работы устройства прост: поднимается крышка и внутрь помещается классическая ручная граната, затем крышка закрывается, зажимая чеку. В нужный момент нажимается рычаг-толкатель и граната уже без чеки выталкивается в диамантовый ров, уничтожая в нем все живое. Так как диамантовый ров не простреливается стрелковым оружием боевого блока, была реализована такая вот функция для противодействия вражеским минерам, которые могли бы пробраться в ров и заложить взрывчатку. 14. После двух часов, проведенных под землей, наша экскурсия покидает казематы и перемещается наружу. 15. Блок 9 снаружи. 16. Амбразура-глаз 135-мм миномета. 17. ;На крыше Блока 9 находятся два наблюдательно пулеметных купола типа GFM и главное орудие - поворотная бронебашня со спаренной минометной установкой. 18.Так выглядит бонебашня в опущенном положении. В таком положении она была совершенно неуязвима для орудий противника. 19. Бронебашня медленно начинает показываться из бетонного колодца-укрытия. Визуально напоминает утопичного робота из фантастики 30-х годов. Вживую подобное шоу можно наблюдать лишь тут - в форте Хакенберг. 20. Вся эта местность напичкана фортификацией под завязку, куда ни бросишь взгляд - всюду из травы торчат железные грибы бронекуполов крепости. 21. Эти три бронекупола, один из которых поворотный и опускающийся, принадлежат седьмому блоку крепости. На заднем плане дымит градирнями атомная электростанция. 22. В другой стороне над травой возвышаются еще три купола десятого блока, точнее два, третий артиллерийский находится в заглубленном положении. 23. Пока наша группа слушала рассказы экскурсовода, я решил прогуляться по тропинке в лесок, чуя, что найду там что-то интересное. Так и получилось - в 80 метрах от блока 9 находился блок 25. 24. Интуиция меня не подвела - тут действительно обнаружилось нечто интересное - Блок 25 находился внутри огромного противотанкового рва. 25. На всей линии Мажино есть лишь два форта с противотанковым рвом - этот и форт Хохвальд (Ouvrage Hochwald), но последний является частью военной авиабазы и недоступен для посещения. Так что сегодня увидеть подобное сооружение можно лишь в этом месте. Приведу карту объекта для наглядности. Красным я отметил блоки, которые только что показал на фотографиях выше а также противотанковый ров. 26. Сделав быстро парочку фотографий противотанкового рва и Блока 25, я вернулся к девятому блоку, но группа уже отправилась дальше не дожидаясь меня, пришлось пробежаться. 27. Последней целью экскурсионной программы является расположенный неподалеку восьмой блок. Боевой блок подобного типа мне еще не встречался, так что тут остановлюсь подробней. К тому же этот блок интересен также своей историей, что в принципе видно по его внешнему виду. Главными орудиями форта являются три пушки модели 1929, калибра 75 мм. Эти пушки широко применялись на линии Мажино благодаря своим характеристикам и компактным размерам, что позволяло их легко встраивать как в казематы, так и в поворотные бронебашни. Пушки обладали высокой точностью и хорошей скорострельностью, достигавшей 30 выстрелов в минуту при дальности стрельбы 12 км. Помимо этого блок оснащен двумя GFM-бронекуполами. План подобного артиллерийского блока. 28. Во время военных действий 1940 года форт Хакенберг не участвовал в обороне Франции, так как немцы обошли его стороной и после капитуляции был без единого выстрела сдан противнику. Но пострелять форту таки пришлось уже в 1944 году, когда во время наступления союзников в восьмом блоке засела группа немцев, обстреливавшая артиллерийским огнем союзнические войска. Один французский офицер из бывшего гарнизона форта рассказал союзникам об устройстве форта и показал холмы, которые не попадали в сектор обстрела орудий восьмого блока. Таким образом союзники заняли эти холмы и на протяжении четырех дней обстреливали восьмой блок из танков. Сопротивление немцев было сломлено и они покинули форт через один из аварийных выходов, предварительно взорвав боеприпасы склада М3 восьмого боевого блока. Когда союзники проникли внутрь форта, они нашли там остатки лишь одного немецкого солдата. Долгое время было неизвестно, выжил ли кто-то из той группы немцев, что вели оборону внутри восьмого блока. Лишь в 2000 году нашелся один человек из той группы, который в то время был самым младшим в команде - ему было 19 лет. Он и рассказал, что их было 30 человек, все они были артиллеристами оборонительной линии Зигфрида (известной как Западный вал) и прибыли сюда в форт Хакенберг, чтобы замедлить наступление союзников на Германию. От него же стало известно, что все они после взрыва склада боеприпасов успешно покинули форт через аварийный выход и также успешно достигли Германии, граница с которой находится в 10 км от форта. 29. 30. Результат этого обстрела хорошо видно и по сей день, так как, несмотря на изначальные послевоенные планы восстановить блок, делать этого не стали по причине нехватки финансирования. 31. Тем не менее Блок 8 отлично выдержал четырехдневный обстрел. Его целостность нигде не нарушена, танковые снаряды лишь немного потрепали его оболочку, не нанеся существенных повреждений и не пробив толстый слой бетона. 32. Внутри Блока 8. 33. Назад на подземный уровень форта спускаемся снова на лифте. 34. В армейском прошлом форта лифты использовались исключительно для транспортировки боеприпасов, солдаты поднимались во все боевые блоки пешком. 35. На нижнем уровне Блока 8 находится склад боеприпасов М2 (на фото за решеткой). Сюда боеприпасы доставляли по железной дороге с центрального склада М1 и отсюда они затем доставлялись на лифте в склад М3, расположенный на верхнем уровне блока рядом с орудиями. 36. Дороги подземного города. 37. Железная дорога форта - это самая обычная узкоколейка с такой же инфраструктурой, что и наземная. На фото пост электрической централизации железной дороги подземного города. 38. С этого поста осуществлялось управление движением поездов, сигнальным оборудованием железной дороги и прочими элементами системы. 39. Одна из пяти трансформаторных подстанций крепости, осуществляющих преобразование 22 киловольтного напряжения, получаемого фортом извне по силовому кабелю в 440 вольт внутренней сети, а также в 600 вольт постоянного тока для электровозов подземной железной дороги. 40. Наша экскурсионная группа прибывает на один из семи вокзалов объекта, где нас должен забрать поезд и доставить обратно к входному блоку. 41. Так выглядит "региональный" вокзал подземного комплекса. 42. В ожидании поезда. 43. Прибытие поезда с очередной туристической группой. 44. Пока одна группа покидает вагонетки, а вторая занимает места, я подошел к локомотиву, чтобы сделать пару фотографий рабочего локомотива подземной узкоколейки форта линии Мажино. Не в каждом музейном форте увидишь подобное. 45. Рабочее место машиниста. На этом фото можно также детально рассмотреть конструкцию токоприемника. 46. На объектах линии Мажино использовались локомотивы производителя Vetra. По железной дороге перевозились исключительно грузы и боеприпасы. Личный состав крепости передвигался внутри объекта пешком. 47. Каждый локомотив имел два токоприемника, которые менялись в зависимости от направления движения. 48. Полетели! 49. Езда на поезде по подземной желеной дороге - это непередаваемое удовольствие. Особенно, если выбрать правильное место! Брат снял ускоренный видеоролик, на котором заснята дорога полностью. Видео сильно ускорено и длится всего минуту, сама же поездка была продолжительностью около семи минут. 50. Конечная станция. Увлекательное путешествие по подземному городу продолжительностью 2,5 часа подошло к концу. 51. Поезд отправляется за следующей группой. 52. Подземная эстетика во всей красе. 53. 54. Последний взгляд на главный вокзал комплекса и мы направляемся к выходу на поверхность. 55. У нас было еще время в запасе и перед тем, как отправиться в обратный путь домой, я решил осмотреть снаружи еще несколько боевых блоков. Первым по дороге встретился второй входной портал комплекса, предназначенный для личного состава. 56. Входной блок для личного состава отличается от входного блока для грузов прежде всего отсутствием узкоколейки, заходящей внутрь, и дверью вместо широких ворот. В остальном он имеет схожую конструкцию и такое же вооружение, как и входной блок для грузов и амуниции. 57. Собственно сам вход. 58. Холмы вокруг обильно покрыты сетью противопехотных заграждений, оставшейся еще с военного времени. 59. 60. Если присмотреться, можно заметить паутину из колючей проволоки, натянутую между опорами. Наш путь лежит дальше и мы на машине взбираемся на вершину горы Хакенберг, давшую название военному комплексу, расположенному в ее недрах. 61. На самой вершине замечаю еще два купола - пулеметно-наблюдательный GFM и перископный купол. Это наблюдательный Блок 11. Под этим блоком находится мозг крепости - командный центр. Это сейчас тут из-за деревьев и кустов ничего не видно, а 80 лет назад отсюда просматривалась вся местность на десятки километров вокруг. Вот это место на карте: 62. Рядом на вершине холма находится небольшая часовня с кладбищем. 63. Судя по надгробиям, кладбище очень древнее и было тут вместе с часовней задолго до появления тут военного объекта линии Мажино. 64. Гора Хакенберг имеет высоту 343 метра и является самой высокой в этой местности. Там, где обзор не загораживают кусты, открываются неплохие виды на утопающее в зелени окружающее пространство. 65. Старые, покосившиеся от времени надгробия смотрятся очень живописно. 66. Но если присмотреться, то среди древних надгробных плит можно заметить более свежие монументы. 67. Это памятник американцам, погибшим в 1944 году при освобождении этих мест. 68. Карты объекта у меня при себе не было и куда идти дальше я не знал. Отправился наугад по крутой тропинке, ведущей вниз с вершины горы, и, пройдя сотню метров, увидел впереди очередные бронекупола. 69. 70. С крыши этого блока было видно соседний блок и широкий противотанковый ров, расположенный между обоих блоков. Тот блок вдали был ничем иным, как блоком 25, возле которого я побывал во время экскурсии (фото 23-25). С этого места ров видно гораздо хуже из-за растительности. 71. Блок, возле которого я сейчас находился был 24-м блоком. Это пехотный блок, главным орудием которого был 50-мм миномет. 72. Такой кронштейн на стене блока вижу первый раз. Интересно, для чего он был предназначен. 73. Амбразуры для спаренных пулеметных установок. 74. Между амбразурами находится табличка с датой постройки блока и эмблемой артиллерийских войск Французской республики. 75. Природа медленно но верно разрушает прочный бетон. 76. Мощные бетонные блоки в зарослях зелени выглядят как руины древней цивилизации в джунглях. Красивое зрелище. 77. Так этот блок выглядел в мае 1940-го. На историческом фото отчетливо виден противотанковый ров и прикрывающий его 25-й блок. 78. Противопехотные заграждения тоже присутствуют. Опоры заградительных полей, благодаря своей форме, получили прозвище "свиные хвостики". 79. Рядом с 24-м блоком берет начало еще одно интересное инженерное сооружение - противотанковая подпорная стена откоса. Вдали виден еще один блок, следую к нему. 80. Лес слева от тропинки плотно усеян свиными хвостиками. В то время, когда вокруг блоков крепости растягивали противопехотные заграждения, никакого леса тут, естественно, не было. 80. Следующий блок - пехотный Блок 23, состоящий из трех бронекуполов, двух стандартных GFM и одного минометного LG. Последний расположен на одном уровне с крышей блока и со стороны не виден. Он представляет собою круг из брони, вмонтированный в крышу с отверстием посередине, через которое под нужным градусом производился обстрел цели из 50-мм миномета. 81. Из примечательного - маскировка одного из GFM-куполов Блока 23. Ни до ни после мне такой вид маскировки на объектах линии Мажино не встречался. 82. Можно заметить, что второй купол тоже был замаскирован подобным образом, но от его маскировочного покрытия мало что осталось. 83. Блок 23 расположен на изгибе стены, подпирающей откос и являющейся противотанковым препятствием. 84. Крупным планом. 85. Стена откоса идет дальше на восток и где-то там расположен восточный боевой сектор крепости, но время поджимало и силы постепено покидали меня, так что я подумал, что на сегодня достаточно с меня фортификации и отправился назад к машине, припаркованной возле часовни на вершине холма. Таким образом я осмотрел все боевые блоки западного сектора включая центральный Блок 23, который я отметил на карте. Кому интересно, как выглядят остальные блоки крепости, даю ссылку на отличный сайт, где вы можете посмотреть фотографии всех блоков этого комплекса. Просто клацаем на интересующий блок на карте и его фотографии откроются в новом окне. Если всмотреться в карту внимательней, можно заметить, что нумерация блоков идет от 1 по 12 и потом продолжается с 21 по 25. Полагаю, что в изначальных планах было сооружение еще одного боевого сектора крепости с 7 блоками, которые затем попали под сокращение вследствии финансового кризиса. Такие сокращения были частым явлением на линии Мажино. 86. Рядом с часовней на холме находится еще один блок - это наблюдательно-пулеметный Блок 12, состоящий из двух бронекуполов GFM и одного перископного купола. 87. Перископный купол выглядит так: 88. И два самых распространенных бронекупола линии Мажино типа GFM. 89. На этом я завершаю рассказ об одном из самых великих сооружений в истории мировой фортификации. Возможно, пост получился немного перегружен информацией, но дробить его на несколько постов не хотелось. Такой масштабный комплекс заслуживает того, чтобы рассказать о нем от души, что я и попытался сделать этими двумя постами. По линии Мажино у меня есть еще много интересного, но новые истории будут уже в новом году. Под конец немного практической информации для желающих посетить комплекс Хакенберг:Координаты: 49° 20′ 29″ N, 6° 21′ 56″ EОфициальный сайт со всей необходимой туристу информацией на трех языках: http://maginot-hackenberg.com/ источник | |
Категория: Интересное |
Просмотров: 4637 |
Дата: 19.12.2014 21:27 |
Добавил: PatriotRus39
| Рейтинг: 5.0/3
|
Рекомендуем посмотреть:
|
|
|
Всего комментариев: 0 | |