На николаевском авиационном ремонтном заводе идет восстановление бомбардировщиков Су-24 | |
В отечественных (украинских) средствах массовой информации не раз сообщали о вкладе украинских оборонных предприятий в укрепление украинских Вооруженных Сил. Харьков дает танки и бронетранспортеры. Ровно - пушки. Киев, Житомир, Львов - бронетранспортеры и специальные автомобили. И это - только крупнейшие ремонтные предприятия. А сколько их меньших, где куется наше оружие. И только о вкладе украинских авиаремонтники почти ничего не слышно. Неужели они работают в том же ритме, что и год, и три назад? Николаевский авиационный ремонтный завод "НАРП" еще недавно находился на грани выживания. С одной стороны - опытный коллектив, способный проводить ремонт крупных и сложных самолетов, таких как Ту-22 различных модификаций, Ту-95 и его морской вариант Ту-142, двигателей для боевых кораблей и газоперекачивающих станций, современного оборудования самолетов и двигателей, их узлов и агрегатов и цеха, по размерам и оснащению которых больше нет ни на одном украинском авиаремонтном предприятии. А с другой - многолетние поиски заказов, безденежье, что заставило заниматься налаживанием производства широкого спектра товаров народного потребления от надувных лодок и до легких самолетов НАРП-1, который был разработан и в начале 2000-х несколько лет выпускали в Николаеве. Но потом от этого по разным причинам пришлось отказаться. С завода стали уходить опытные мастера и инженеры. Часто менялось руководство предприятия, а с ним - и "основные направления сосредоточения усилий". Так коллектив встретил 2014 год. Сама судьба будто предусмотрела, что военному авиаремонтном предприятию необходимо заниматься исключительно ремонтом военных самолетов. Для НАРП, с его огромным сборочным цехом, - крупнейших, которые есть на вооружении Вооруженных Сил Украины. В 1993-м, всего за один год, на НАРП был освоен средний ремонт Су-24М / МР. Следующий шаг - освоение капитального ремонта самолета, а затем - его ремонта по техническому состоянию по объективным и субъективным причинам растянулось на десятилетия. - Не так давно, - рассказывает о настоящем Николаевского авиаремонтного завода его директор Виктор Кирницкая, - мы передали для бригады тактической авиации первый за последние годы отремонтирован нами бомбардировщик, будет эксплуатироваться по установленным после ремонта ресурсами. Символично, что он первый на нашем предприятии получил пиксельный камуфляж. В цехе мастера завершают составление следующего. Это наш вклад в борьбу на востоке Украины. Но не только бомбардировщики и разведчики Су-24 - настоящее НАРП. Цех, где ремонтируют самолеты, поражает своими размерами. И главное место в нем занимает красавец Ил-76. К освоению ремонта этого военно-транспортного самолета Николаевский авиаремонтный завод шел много лет. В начале, в 90-х, это было выполнение регламентных работ на транспортниках различных модификаций. Следующим этапом стало освоение контрольно-восстановительного ремонта Ил-76МД, Ил-78, а также среднего ремонта двигателей Д-30КП (КП-2) в кооперации с другими предприятиями оборонно-промышленного комплекса Украины. В результате на предприятии отремонтировали несколько украинских Ил-76МД, которые получили допуски на полеты в Европе. Именно благодаря работе николаевцев стал возможен успех многолетней операции "Казаки на льду" по обеспечению всем необходимым датских баз на острове Гренландия. В тот же период был освоен средний ремонт агрегатов для заправки самолетов в воздухе УПАЗ, а затем на НАРП были отремонтированы несколько Ил-78 по международному контракту и переоборудованы в воздушные топливо-заправщики. Заказчики сравнили качество работы николаевцев с тем, что представляют на международный рынок другие производители, и сделали соответствующие выводы. Вот и сейчас в цехе стоит очередной великан, вскоре, оснащен топливо-заправочными агрегатами, полетит в Китай. С каждым новым самолетом качество работы повышается, ведь работники приобретают опыт. Для цеха по ремонту двигателей, который возглавляет Григорий Кикоть, освоение среднего ремонта двигателя Д-30КП стало серьезным испытанием. Во-первых, из-за того, что для специалистов это - новый тип двигателей. Да и самих специалистов, квалифицированных, которых не нужно учить, после лет простоя на предприятии осталось немного. К тому же, работа требовала согласования темпов освоения со смежниками, налаживания сотрудничества. Но сегодня эти неприятные моменты позади. - Мы, совместно с коллегами из Луцка и Запорожья, уже отремонтировали несколько двигателей, - рассказывает начальник цеха. - Они уже установлены на самолеты инозаказчиков, отправлены в части Вооруженных Сил Украины. Объемы работы, значительно выросли в результате заказ, полученного в последнее время по ремонту украинской военной техники, стали причиной возвращения в цеха опытных специалистов, еще не так давно вынуждены были уволиться в поисках заработков. На рабочие специальности набрали молодежь, которая желает получить соответствующий специальность. Выпускники вузов становятся инженерами. Особенно это заметно в цехе по ремонту авиационного, приборного, радиооборудования и вооружения самолетов, который образовался в результате реорганизации предприятия. Руководителем цеха стал Владимир Дембовский, который до того был начальником цеха ремонта радиооборудования. - Нам удалось сохранить костяк, многих высококвалифицированных специалистов, - говорит он. - Именно благодаря их опыту и профессиональным навыкам мы сегодня решаем нестандартные задачи, стоящие перед коллективом. Они не только выполняют ремонт оборудования самолетов, но и учат молодежь, которая со временем придет на смену. Опытный мастер Рафик Сайфулин заверил, что с одной из молодых специалистов, которых он учит, впоследствии будет квалифицированный мастер. Особенностью ремонта боевых самолетов в 2014 году, всех, без исключения, стало то, что из России невозможно получить необходимые для этого запчасти, узлы и агрегаты на замену вышедших из строя. И в предыдущие годы это было не просто. И ситуация в этом году по сложности превзошла все, что было раньше. Полный комплект радиоэлектронного оборудования самолета Су-24М составляет более полутора сотен основных приборов и блоков. В свою очередь, многие из них тоже в своем составе имеют до десятка составляющих. Из этого количества таких, которые при Советском Союзе выпускались в Украине - единицы. В 90-х это не стало бы проблемой: Украина получила в наследство несколько бомбардировщиков этого типа, из которых использовались только незначительную часть, поэтому найти исправный блок на базах хранения долгое время не было проблемой. Однако годы прошли. - Сегодня, - отмечает начальник цеха, - приходится ремонтировать блоки, заменяя в них отдельные элементы. Радиосхемы некоторых из них. В других случаях применяем нестандартный подход. Так, например, недавно один из мастеров в сутки, изучив плату и размещение деталей, нарисовал схему прибора и отремонтировал его. А в отношении отдельных блоков приходится принимать кардинальные решения: по возможности их заменяют на современные аналоги, часто с гораздо лучшими характеристиками. Основная проблема - совместимость современных цифровых и устаревших аналоговых приборов. Первая попытка была проведена несколько лет назад, когда для одного из инозаказчиков таким образом модернизировали два Су-24М. С тех пор нареканий не было, следовательно, конструкторы НАРП - на правильном пути. В настоящее время для украинских Су-24М / МР таких замен сделано больше. События последнего года убедили всех в необходимости мощных, технически оснащенных Вооруженных Сил Украины. Авиация станет важной их составляющей. Учитывая, что украинские боевые самолеты уже пересекли 20-летний рубеж, переоценить вклад ремонтных предприятий в дело оснащения армии оружием трудно. И Николаевский авиаремонтный становится важной составляющей этого процесса. | |
Категория: Интересное |
Просмотров: 7040 |
Дата: 29.11.2014 17:22 |
Добавил: PatriotRus39
| Рейтинг: 3.0/2
|
Рекомендуем посмотреть:
|
|
|
Всего комментариев: 0 | |