12-13 июля 2014 года под Волоколамском состоялся военно-исторический фестиваль «Поле боя — 2014», в котором принимало участие значительное количество самых опасных людей нашего времени - реконструкторов. "Гвоздем" фестиваля стал недавно поставленный на ход в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники Министерства обороны России в подмосковной Кубинке тяжелый танк Т-35А (заводской номер 0197-7).
В марте этого года из Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке пришла интересная новость: началась реставрация одного из самых интересных экспонатов - советского пятибашенного танка Т-35! Это единственный в мире пятибашенный танк, выпускавшийся серийно, всего на Харьковском паровозостроительном заводе с 1932 по 1939 год было выпущено 63 таких машины: 2 опытные и 61 серийная. Почти все эти внушительные на вид, но громоздкие, неповоротливые и слабобронированные машины были потеряны в первый период войны. Единственная уцелевшая машина, выпущенная в 1935 году, использовалась как учебная, поэтому и сохранилась, в музее она находится с 1951 года.
На вопросы ответил Андрей Валерьевич Сороковой, директор Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Как вообще появилась идея восстановить танк Т-35 до ходового состояния?
Политика музея сейчас такова, чтобы на ход ставить экспонаты, действительно интересные нашим посетителям: которые сохранились в единственном экземпляре либо являются знаковыми для определённого периода. Т-35 — уникальная машина, советский пятибашенный танк, который сохранился в единственном экземпляре, остальные были потеряны. Машина сохранилась благодаря тому, что попала в Казанское танковое училище.
Насколько сложными были работы по восстановлению?
В принципе, машина была относительно комплектна. В конце лета прошлого года комиссией музея было принято решение о её восстановлении. Осенью наши специалисты провели предварительные работы, в том числе и с дополнительным оборудованием: заменили смазку в агрегатах, которые этого требовали, и масло в двигателе, обслужили органы управления. Потом машину завели и своим ходом перегнали в реставрационные мастерские. С начала 2014 года буквально по вчерашний день проводились реставрационные работы. Были отреставрированы двигатель машины, трансмиссия, отлажена ходовая часть. Другой такой машины в мире нет, и не поставить её на ход было бы досадным упущением.